Лапоть (lapot) wrote,
Лапоть
lapot

Category:

об абстрактном гуманизме, продолжение

начало тут http://lapot.livejournal.com/42294.html
 

Часть вторая: Уроки реала

Мой жизненный опыт чётко делится на 2 части - российскую (куда входит и советская соствляющая) и северо-американскую (преимущественно Канада, но немного Америки тоже имеет место быть) .  Место и среда обитания не форматируют мозги, но существенно меняют восприятие и мировоззрение, не зачёркивая опыта "до того", но переоценивая до определённой степени. У всех этот процесс протекает по-разному и зависит не только от личности, но и от сложившейся ситуации и ещё целой кучи разнофакторных обстоятельств. Даже тот, кто считает, что не изменился ни капли, занимается самообманом - занятие не без приятности и вполне безобидное. Впрочем, моим современникам-россиянам жаловаться на статичность жизни и мировоззрения тоже не приходится: тут я могу доверять собственным впечатлениям, динамика в ситуации и динамика собеседников в рунете даёт такую возможность. 

Первым самым сильным впечатлением от переезда на другой континент стала программа новостей: я судорожно листал новостные канадские и американские каналы, но о России в новостях не было ни слова. Средняя частота появления новостных сюжетов о России на канадских каналах - 2-3 раза в год. Голова пошла кругом - мы их совсем не интересуем? Следующим шагом стал вопрос сотрудницы-филиппинки c канадским паспортом "покажи мне на карте где находится Россия, я не помню", сотрудники -канадцы подсказали "это недалеко от Европы". На имевшейся карте Россия была раскрашена в 2 краски - красным европейская часть и зелёным - азиатская. "Россия - это красная или зелёная?" поинтересовался наш программист. "Это всё вместе" - ответил я. "Ого, какая огромная!"-с радостным канадским вежливым энтузиазмом сказал программист,- "Очень большая!" Они ещё минут 5 пообсуждали какая большая, дружно поулыбались друг другу и мне и разошлись по местам. "Представляешь этот уровень образования!" - бушевал дома российскиобразованый я, -Дикость какая!" В течение следущего года по ходу дела выяснилось, что большинство сотрудников говорит как минимум ещё и по-французски, недурно шарит в истории Сев. и Южной Америки, о которой я имел самое примитивное представление, неплохо разбирается в экономике и имеет чёртову прорву всевозможных скилзов, которых у меня за душой нет. Немного позже, когда я по минимуму начал понимать местный юморок, я сделал ещё одно открытие - большинство народа обладает нефиговым здравым смыслом и прекрасным чувством юмора, образцово-показательными гигиеническими навыками (став разок предметом шуток по этой части в дальнейшем я старался не давать повода), доброжелательно и оч. легко приходит на помощь. Поэтому к первому уроку абстрактного гуманизма, преподаному канадским реалом, я оказался традиционно неготов.

Урок первый: Косово.

События в Югославии были ушатом холодной воды на восторженую первым этапом эмиграции голову. Я до последней минуты не мог поверить, что Запад начнёт войну. По опросам общественного мнения бомбёжки Югославии под флагом "остановить этническую чистку в Косово" поддерживали 66% канадских избирателей. Я, по советской привычке не доверявший офицальным опросникам, полез с расспросами на работе - очень аккуратно, т.к. просчитать реакцию собеседника другой культуры чрезвычайно тяжело. "Понимаешь, - объяснял мне программер, - мы обязаны вмешаться, чтобы спасти этих бедных албанцев. Сербы чрезвычайно жестоки, они их всех убьют"  "Откуда у тебя уверенность, что при другом развитии событий албанцы не убьют всех сербов?" - спросил я. "Наши войска не допустят!"-убежденно ответил программер. "Но войска раньше или позже уйдут" "За это время всё наладится!" - ответил оптимист-программер. Переубеждать его было бесполезно. Эти милые, непритворно добрые люди были убеждены: надо бомбить сильного, чтобы спасти слабого. Вариант "слабый при вашей поддержке вырежет сильного" к рассмотрению принимать отказывались. Они совершенно искренне не понимали, что на свете есть страны и народы, думающие в другой системе и другими категориями. Они были ушиблены стереотипами, прививавшимися в школе на примерах Второй Мировой, они чувствовали себя всемирным полицейским. (Внимание! Я не о правительствах, а о населении). В системе "свой-чужой" появился новый персонаж - полицейский. Надолго ли? Меня тошнило от канадского абстрактного гуманизма, от этой фальши, от этого энтузиазма и от собственного бессилия объяснить этим милым людям катострофические последствия их морально-нравственных высоких побуждений.

Урок второй: 09/11/2001

Я узнал о теракте из сообщений на Ленте. Американские сервера рухнули. Дозвониться по телефону до находящейся в Штатах родни, друзей и знакомых было невозможно. За спиной тихонько плакала новенькая девочка, пришедшая в контору 3-4 недели назад: её старший брат с семьёй позавчера уехал с семьёй в НЙ на неделю и она не знала где они сейчас находятся. По ТВ в холле снова и снова повторяли кадры с врезающимися в Твинс сначала одним, потом другим самолётом, ещё один самолёт летел на Пентагон. Ошеломлённые сотрудники столпились у экрана и не могли оторваться от снова и снова повторяющихся кадров. Я ушёл к компьютеру и залез в форум Ленты.ру - так было легче. Штаты закрыли воздушное пространство над страной, торонтский аэропорт Пирсон начал приём самолётов, летевших в США. Секретарша босса, 55-летняя квебекская канадка задумчиво сказала "В аэропорту понадобятся одеяла, еда и игрушки, наверное, в самолётах много детей. И, наверное, понадобится кровь для раненых - 2 здания, несколько тысяч пострадавших" На следующий день канадское ТВ показывало репортажи из Пирсона - торонтцы завалили приземлившихся американцев игрушками для детей, едой и вкусностями, одеялами можно было выстлать 3 футбольных поля, волонтёры, желавшие поиграть с детьми, чтобы дать отдохнуть их родителями, вынуждены были дожидаться в очереди. Очереди в пунктах сдачи крови донорами растянулись на 6 часов ожидания и торонтайская мерия попросила по радио и местному ТВ граждан не перегружать пункты, а дождаться, когда по радио сообщат нужни ли ещё люди для сдачи крови.
Трагедия в соседней деревне (американском НЙ) расставила всё на свои места.

Урок третий: Война в Ираке

Ввод канадский войск в Афганистан в составе контингента был естественным и неизбежным, хотя и сотой доли энтузиазма времён косовских событий не вызвал. Это была неприятная, тяжёлая и опасная необходимость, необходимость, за которую канадская армия платит жизнями своих военнослужащих. 
Настойчивость Штатов в вопросе об Ираке вызвала явное раздражение канадцев. Мои сослуживцы участвовали в антибушевских митингах и демонстрациях, по опросам общественного мнения против поддержки американцев войсками высказалось 70% населения. Основным мыслью было "это не наша война и мы не позволим себя в неё втягивать, мы не собираемся платить нашими жизнями за американские авантюры". Постепенно сочувствие к Штатам, пострадавшим в теракте, таяло, раздражение росло, Буш, втянувшийся в личную междуусобицу с тогдашним канадским премьером Кретьеном, умудрился не поблагодарить канадцев за помощь 09/11/2001 - читая речь благодарности странам, пришедшим на помощь, он "забыл" назвать Канаду, глупейшие канадско-американские инценденты множились как трава - пресс-секретарь Кретьена назвала американцев "моронз", американский посол выступил по канадскому ТВ с поучениями как правильно строить демократию, слово "Буш" стало неприличным. С началом военной компании канадское ТВ с полуоткровенным злорадством комментировало каждую ошибку американских военных, на работе рассказывали анекдоты из бушевского цитатника. Добавить сюда торгово-пошлинные войны и экономические проблемы. Отозваться о Штатах и американцах насмешливо-полузлобно стало хорошим тоном. Стоило спросить "в чём дело?" и я получил полный набор абстрактно-гуманистического ...кхм... дерьма? ну пусть будет так. Мне рассказали о гибнущих под американскими бомбами иракских детях, о начинающейся гражданской религиозной войне в Ираке с торжествующим "там же гибнут люди!" "А как же Косово?" спросил я. "Ну что ты, это совсем другое дело, там мы спасали бедных албанцев от жестоких сербов!" Если изложить позицию моих канадских соотечественников в это время, то получим знакомое "Они такие богатые и сильные - вот и пусть сами хлебают за свои деньги эту войну, тем более они нас грабят на границе в войне таможенных пошлин." Абстрактный гуманизм как обычно очень удобен болельщикам "против".

Урок четвёртый: Терроризм.

Первые звонки зазвучали с экранов американских новостных программ - американские чиновники назвали Канаду главным приютом террористических организаций. "Нас не тронут" - уверяли меня сослуживцы, -"Мы мирные, мы не воюем в Ираке, мы не пытаемся диктовать миру как ему жить правильно. Это всё Америка!" Года 3 назад (не помню точно) с экранов канадского ТВ впервые прозвучало "арестовано ок. 20 выходцев из Пакистана, проходивших обучение в летной школе и проводивших тренировочные полёты над АЭС в 40 км от Торонто". "Это всё из-за американцев!" - объяснила мне сотрудница, - "Они всех обидели и разозлили, вот теперь бедные люди вынуждены думать о терроризме!" "Ты понимаешь, что они угрожают тебе и твоим детям?" спросил я. "ты говоришь жестокие вещи. А между тем в тюрьме у американцев без суда и следствия сидят люди! И они убивают иракских детей!" 

Тем не менее, с каждым сообщением о высылке из Канады подозреваемых в участии в террористических организация, с каждым новым публичным скандалом, в которым мусульманские религиозные проповедники призывали к ненависти и убийствам настроение шаг за шагом менялось. Мне показалось (не знаю так ли это), что прорыв произошёл во время истории с датскими карикатурами, а полный перелом - после ареста ок. месяца назад в Торонто ок. 20 членов исламской радикальной террористической группировки, готовивших мегатеракт в даунтауне Торонто и Оттаве. При аресте было найдено достаточно взрывчатых веществ, чтобы похоронить систему торонтского метро. Реакция канадцев сначала была стандартной - в точном соответствии с классическим еврейским анекдотом "а нас за что?" 
Аднака мои канадские соотечественники - народ трезвый и здравомыслящий. Зимой впервые за последние 20 лет к власти пришло консервативное правительство, которое опять же впервые открыто поддержало в вооружённом конфликте Израиль. Поддержака Израиля по разным опросам составляет 55-60% - вещь в Канаде, всегда выступавшей с точки зрения абстрактного гуманизма, небывалая. Потому что мои канадские соотечественник поняли: спрятаться не удастся. И отсидеться не удастся. Никто не получит большой сладкой конфеты за страусиный абстрактный гуманизм. В разговоре со своим американским коллегой я спросил "Слышал, что у нас произошло? Теракт в Торонто готовился." И он, человек незлой и оч. приличный, неожиданно для меня ответил "И очень хорошо, м.б. до канадцев, как раньше до англичан, наконец-то дойдёт, что это не только наши проблемы."

Подступаясь к итогам длинной написаловки

Абстрактный гуманизм никогда не бывает абстрактным, он несёт скрытый мессидж. Автор под зонтиком абстрактного гуманизма и объективности обычно достаточно ясно обозначает свою позицию. Варианты 
а)я болею за эту команду 
б)я болею против той команды 
в)я тут главный лесник, сейчас приду и выгоню всех из избушки

Эти предпочтения практически всегда имеют объяснения. Люди ассоциируют себя с другом или врагом одной из групп, иногда - обеих. ("Оба хуже, но вон те хуже вот этих") Если люди не могут проидентифицировать себя с одной из групп, событие оставляет их равнодушными (Руанда, Судан) 

Интерес, определяющий эти предпочтения, обычно шкурный или идейный.
Шкурный чаще всего объясняется страхом, деньгами, территориальными причинами. 
Идейный - общий бэкграунд с одной из групп, м.б. этнический, культурный, исторический, религиозный, идейно-политический и т.д. и т.п. или наоборот - старые счёты с другой: межэтнические, межконфессиональные, исторические, идейно-политические и т.д. 

Люди, пользующиеся дубинкой абстрактного гуманизма, для меня делятся на 2 большие части: те, кто делает это сознательно, отдавая себе отчёт в собственных истинных мотивах, и тех, кто делает это неосознанно, считая себя на самом деле носителями объективности и самого настоящего высокоморального высоконравственного гуманизма. 

С первыми проще иметь дело: они знают чего хотят и чего не хотят и отдают себе отчёт в последствиях своих действий.
Вторые же - настоящая катострофа. Это о них сочинена поговорка о дорожке, вымощеной благими намерениями. 
Это они являются пушечным мясом в самых кровавых банях в боях за высокие идеалы добра и справедливости. 
Это они борятся за запрет абортов до последнего живого гинеколога, за права животных - до последнего соседа, за права бездомных - до последнего сгоревшего дома и т.д. 
Если они не делают это сами, они оказывают моральную, финансовую и физическую поддержку тем, кто делает это за них. 
И глядя им в глаза ты вдруг понимаешь, что ничего нельзя объяснить. 
И даже сердиться невозможно на этих милых людей, которые в своём абстрактном гуманизме будут защищать подонков, которые разрушают их собственный мир, а потом плакать на его развалинах. 
Они хорошие, милые люди. 
И нет никакой корреляции наличия/отсутствия неосознанного абстрактного гуманизма с интеллектом, интеллект леваков-профессоров не вызывает никакого сомнения. 
Просто они - гуманисты. На наших могилах они непременно прольют скупую абстрактно-гуманную слезу - если мы позволим им себя похоронить.

Избави нас боже от засилья абстрактных гуманистов, а с людоедами мы и сами справимся. И да здравствует здравый смысл.


>ЗЫ: за заданые грамотно вопросы и критические замечания по делу отдельная благодарность Люйбу, Подряду, Ивану Бабицкому, Шеду.




Tags: public
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 294 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →