Лапоть (lapot) wrote,
Лапоть
lapot

Categories:

об абстрактном гуманизме

Что такое коренное население? Это предпоследний завоеватель. (цитата, прочитаная в форуме Ленты.ру, автора не помню - вместо эпиграфа)

Звон и ЖЖЖужжание по поводу идущей войны на БВ в русскоязычном секторе ЖЖ впечатляют. Я не собираюсь здесь и сейчас лезть в обсуждение войны, я о другом - я об обсуждантах. 

Что заствляет нас с энтузиазмом лезть с речами пламенными в защиту или осуждение людей, участвующих в тех или иных событиях в далёких и не имеющих к нам отношения странах? Как мы выбираем за кого болеть, кого осуждать, а какие сообщения в новостях пропустить равнодушно? Почему русскоязычный ЖЖ и не подумал гудеть по поводу прошлогоднего(или позапрошлогоднего? не помню) геноцида в Судане? Почему десятилетней давности резня в Руанде, в которой по самым приблизительным оценкам погибло не меньше миллиона человек, прошла незамеченой в мировых новостях, а 400-500 погибших гражданских в Ливане стали мировым событием в средствах СМИ? Почему ядерная бомбардировка Японии авиацией США во время 2 мировой - факт общеизвестный, а более 10 млн. убитых и замученых японцами во время этой же второй мировой китайцев - далеко не?

Часть первая: Уроки Рунета

Я ностальгически вспоминаю свой первый год в Рунете. Я помню сообщение в новостях Ленты. Ру, из-за которого я впервые в жизни полез в спор в интернете - это была статья о работнике российского посольства в Оттаве, сбившего машиной по пьяни 2-х женщин на тротуаре. Я помню с кем я тогда разговаривал, что и как говорилось, что я прочитал в комментах к соседней статье, ошеломительный восторг от прочитаного ролевого блестяще-остроумного диалога 2-х персонажей, один из которых, мой земляк-канадец, тоже тогда зашёл в форум впервые, я помню, как у меня засвербело размяться в намечающейся многочисленной потрясающе талантливой, весёлой и яркой компании - удовольствие, которого у меня не было со времён окончания института и по которому я так скучал. Первые 3-4 месяца ленторушного форума - одно из самых ярких-сочных периодов моей вобщем-то совсем нескучной жизни. Такой концентрации ярких насыщенных талантов в одном месте в реале я никогда не видел. Первые признаки "политических" боданий с играми без правил, портящие мне настроение, откровенно вылезли на экран к концу 3-4 месяца. Пару раз вспылив по поводу, я решил для себя, что пришёл сюда не за этим - и в дальнейшем присутствовал только в игровых и псевдонаучных темах, пытаясь игнорировать грязные бои по переписке. Но читать-то я умею - и постепенно складывалось отношение к каждому заметному персонажу форума и его автору. Всё закончилось 09/11/2001 - дальше я просто пытался продлить то, что уже не существовало, глупая попытка остановить ушедшее мгновение. Что же случилось?

Урок первый: неделя 11/09/2001 -  18/09/2001

О первом врезавшемся в Твинс самолёте я узнал в Ленте. Словосочетание "террористическая атака" первым написал израильтянин Фобос - ещё тогда, когда никто из нас, живущих в Сев. Америке не мог понять что происходит и с экрана ТВ неслись самые разные версии, а в форуме Ленты речь шла о врезавшемся нечаянно спортивном самолёте. Реакция всего "дальнего зарубежья" в форумах Ленты была единообразной - шок, взрыв сочувствия к американцам и к ньюйоркерам особенно, вспышка злобы по отношению арабским террористам, страх-ожидание - существующий миропорядок закончился, безопасности больше не существует ни в одной точке мира, вопрос только в том, кто станет следующей целью в террористической атаке. На сегодня список стран, уже проверивших на своей шкуре что это такое, изряден - а тогда всё только начиналось. Для меня, человека уже неюного и, как я считал, не так чтобы наивного, реакция "ближнего зарубежья", а особенно (вернее преимущественно)  россиян оказалась полностью неожиданной: я не ожидал сочувствия (с чего бы ожидать сочувствия к совершенно чужим людям другой культуры?), но и вербально озвученного равнодушия с объяснениям "почему мне наплевать на это событие" я, как выяснилось, ожидал ещё меньше, чем открытого торжествующего массового злорадства. До этого мне казалось, что единственно приемлимой формой поведения в такой ситуации для людей, сочувствия не испытывающих, является простое молчание. 
Я человек необъективный: мне, признаться честно, вполне безразлично мнение и стиль поведения неприятных мне или не вызывающих уважения людей, они мне никто и звать никак, с какой стати я должен обращать внимание на? Но тут всё было иначе: люди, с которыми я с наслаждением общался в течение более полугода, люди, к которым я уже привык относится с уважением, ясный интеллект, образованность, яркая талантливость которых не вызывала тогда и не вызывает сегодня у меня и тени сомнения, объясняли мне на второй-третий день после катострофы, что они в своём праве демонстрировать вербально равнодушие к происшедшему, не оглядываясь на то, что люди из нашей тусовки работали в соседнем с Твинс здании, на то, что для форумных американцев и канадцев происшедшее стало таким же общенациональным шоком, как и для их нефорумных соотечественников. Одна из самых умных и ярких участниц развлекательной остроумнейшей тусовки сформулировала то, что крутилось в голове, но никак не хотелось складываться в слова: в опознавательной системе "свой-чужой" вы, люди заокеанского зарубежья и ваши соотечественники в системе наших ценностей (россиян) находитесь в категории "полувраждебные или враждебные чужие". "Раздел прошёл по государственной границе." - я написал эту фразу в форум. И мой старый приятель-россиянин, с которым я с огромным удовольствием общался с первого дня своего форумного существования и чей интеллект оценивал и оцениваю по верхней границе имеющейся у меня в голове шкалы ответил "А ты как думал..."

Урок второй: Война в Ираке

К реакции россиян на начинающуюся войну в Ираке я уже был готов. Но я ужасно любопытен - и полез к ленторушным форумщикам с вопросом "почему основная часть россиян в войне далёкой Америки с хрензнаетгде расположеным Ираком почти однозначно "болеет" за Ирак? У России с Ираком нет ничего общего". Ответ был прост: народ болел не "за Ирак", а "против Америки". На вопрос "чем тебе насолила Америка?" отвечали в основном "они развалили Советский Союз", "они следущими полезут на нас" и "нечего им делать в этом регионе, пусть себе сидят в своей Америке, а в Азию-Европу не лезут, тут мы живём, а не они". Был ещё самый распространённый вариант "мы за справедливость и мир во всём мире", но он кккто становился неубедительным при дополнительном "а за кого ты в конфликте в Шри Ланка?" - обнаруживалось, что война в Шри Ланка никого не интересует вместе со справедливостью. На недоумённое "кто же полезет воевать со страной, имеющей ядерное оружие" ответ был "а вдруг?" Если перевести полученые ответы вразумительно, получаем: "Америка - это враг, выигравший у нас холодную войну. Мы хотим реванша, даже если этот реванш будет получен чужими руками - пусть они проиграют Ираку. И пусть они не лезут на территорию нашего геополитического влияния"

Урок третий: Израиль

С началом интифады и регулярных извещений о терактах в Израиле на ленточных новостных сообщениях на теме "Ближний Восток" кроме израильтян, обсуждающих свои внутриизраильские проблемы, постепенно обосновалась группа стервятников, исполняющая ритуальные пляски на тему "так вам и надо" после каждого теракта (я не обсуждаю бойцов виртуального фронта, с наслаждением сравшихся на постоянной основе с темпераментными евреями, окучивая национальную тематику - тут всегда сложно понять сколько у любителя боёв по переписке от ксенофобии, а сколько просто от желания посраться по любому поводу. Я (персонально я) при всей моей мягко скажем нелюбви к виртуальным боям без правил не могу выкатить некоторым из них настоящего полноценного обвинения в паскудстве - не видел я в их исполнении законченых гнусностей, обычных для стервятников). Добила меня увиденая после очередного взрыва автобуса, в котором погибло и пострадало ок. 30 человек, скотская фраза одного персонажа "евреи в раздумье - 20 из них раскинули мозгами по асфальту". Я и до этого старался не заходить на "ближневосточные" темы, это было последним разом. Надо отдать должное ленторушникам - "стервятники" на Ленте были категорией неприличной, народ в общем-целом относился к ним с неприкрытой брезгливостью. На вопрос , заданый любопытным мной "почему Вы пасётесь на израильких темах, Вы же никакого отношения к этой стране не имеете" получил от нескольких персонажей стандартный ответ "а они нам революцию сделали, сначала построили гнусную советскую власть, потом разрушили великий Советский Союз, теперь всё разворовали и сделали демократию", чем повергли меня в полное и неизбывное недоумение. Вариант "я за справедливость - пусть отдадут территории, отобраные у арабов, и уезжают в свою Америку" дополненый моим вопросом о судьбе народа, проживавшего на географическом образовании, называвшегося Пруссией, в течении пары тысяч лет, вызывал забавный вывод "так это же совсем другое дело". Если перевести всю эту фигню на общепонятный-общедоступный язык, получаем вариант классического "еврейского" анекдота "А нас за что?"




Я долгодум. Т.е., если у меня в голове сидит вопрос, то он ведёт себя беспокойно: вылезает в самое ненужное время в непрошеном месте и никак не хочет убраться восвояси, может причинять неприятные ощущения годами. Впечатления от первого урока не давали мне покоя года 3-4, я никак не мог и не хотел принять предложеное мне моим российским собеседником ясное и очевидно правильное решение: в российской системе "свой-чужой" мы, закордонники дальнего забугорья, являемся полувраждебными или враждебными чужими. Враждебными. Вместе со своими странами. В классической стандартной раскладке "проклятый американский империализм и его подпиндосники". Друг моего врага - мой враг, враг моего врага - мой друг и прочая дурацкая хрень. Со временем принял как факт, пожал плечам и плюнул: если ты не можешь изменить обстоятельства, имеет смысл изменить своё к ним отношение.

Да, а как же Судан и Руанда? Почему страдания жертв этих геноцидов не стучат в сердце уленшпигелей абстрактного гуманизма? Да запросто: они не ассоциируются ни с другом, ни с врагом. В природе человеческой заложено либо болеть "за своих", либо "против враждебных чужих". В любом пароксизме абстрактного гуманизма имеет смысл поискать ответ на вопрос: этот конкретный гуманист болеет за какую-то команду или же против какой-то команды?

ЗЫ: продолжение Часть вторая "Уроки реала" вот тут http://lapot.livejournal.com/42727.html?mode=reply,



UPD На всякий случай, ежели поговорить на предложеную тему забегут люди со мной незнакомые, малознакомые или плохо знакомые, сообщаю - я, Лапоть Лыковый, ни разу не либерал, монархист, замшелый реакционер и известный душитель свободы слова, на своей территории никакими демократическими предрассудками не страдаю со всеми вытекающими последствиями. При необходимости разъясню конкретнее как это работает.
Tags: public
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 304 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →