Лапоть (lapot) wrote,
Лапоть
lapot

Category:

Психология нищеты - 3, великий советский эксперимент

Первые две записи по теме тут https://lapot.livejournal.com/tag/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BD%D0%B8%D1%89%D0%B5%D1%82%D1%8B

В "советской" части обсужданса я забыл остановиться на 2 важных пунктах:

Офицальная идеология важности/необходимости образования, звучавшая из каждого утюга "учиться, учиться и учиться".
Это не значит, что население поддерживало идею - не меньше половины (намного больше на самом деле) идею не разделяли, считали глупостью и баловством. Но в целом худо-бедно интересовались успехами чада в школе и поддерживали требования учителей, в т.ч. дисциплинарные. Т.е., вызывая родителей в школу, учитель был уверен, что они поддержат его требования и попытаются  сделать работу над ошибками. С другой стороны, жалобами родителям обычно не злоупотребляли.
Т.е., в целом философия общества поддерживала требования школы и авторитет учителя.

Вторая часть первого пункта - подготовка школьных преподавателей. В школе после 3 класса преподавали учителя-предметники, получившие университеское или пед.институтское образование именно по данному профилю (обычно 2-м - к примеру, химия/биология. Или математика/физика). И преподавали они именно те предметы, которым обучались в институте. После института продолжалась дрессура по методологии преподавания, бесконечная учёба и пр.

Преподы начальной школы тоже  не занимались самодеятельностью - их натаскивали на методики начального обучения так, что самая набитая дура в дальней деревне худо-бедно могла объяснить  детям про у васи одно яблоко, а у маши - два. И пр. Т.е., обучение в начальной школе комфортным не было, но азы  доносились до самых тупых и отсталых в развитии первоклассников. И преподы этих азов были квалифированными. Мало того, они при необходимости занимались дополнительно с теми, кому это требовалось - в группах или индивидуально.  Школа предъявляла требования и добивалась результата именно в обучении. (Проблему социализации в школе не обсуждаю, сейчас только обучение)

Таким образом, дети из люмпенских (и нелюмпенских семей с родителями без образования совсем, т.е., родители не могли помочь в домашней работе) получали возможность удержаться на равных (или почти) с остальными учениками, не получая клеймо непроходимых двоечников с самого начала. И каждый из нас, думаю, знает людей (на сегодня уже весьма немолодых :)), которые этот шанс  использовали.

И в результате вполне приличный уровень базового начального и 8-летнего образования давался в любых медвежьих углах - за исключением маленьких деревенских школ, где попросту не хватало детей, а значит и учителей, для полноценного учебного процесса (это не значит, что все этим воспользовались, понятно. :))

Второе - способные/одарённые дети в "простых" школах обычно пользовались повышенным вниманием учителей, с ними занимались доплнительно, скажем, для олимпиад, учителя как правило уделяли им больше внимания. Плюс были другие источники дополнительных занятий - школьные предметные кружки, Квант, заочная школа при МГУ (учителя помогали) и пр.
Кроме того, было несколько школ-интернатов при университетах для талантливых детей, и (попроще) спец. школы.

Т.е., у школьных социальных лифтов были 3 составляющие:
1) уважительное отношение общества к школе и учителям плюс система подготовки преподавателей
2) методология как вытаскивания низов, так и поддержки детей со способностями вне зависимости от социального слоя
3) социально смешанные классы, дававшие приличный  средний уровень класса и создававшие "правильную" учебную атмосферу.

Понятно, что во многом это не было благотворительностью гос. системы: она нуждалась в элементарной грамотности всех призывников в армию и в подготовке кадров для инженерных специальностей  в институтах (в первую очередь, для оборонки) и поддержке фундаментальных наук, на которых стоит развитие военной техники. :)) Тем не менее...

Продолжение будет. 
Tags: public, психология нищеты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments