Лапоть (lapot) wrote,
Лапоть
lapot

Category:

Вторая сторона медали

Часть первая


(продолжение "История о вмешательстве Президента одной заокеанской страны во внутреннюю политику другой державы в поддержку мятежников и террористов, с продолжением и послесловием" находится здесь: http://lapot.livejournal.com/131685.html )

История одной Нобелевской премии мира

Глава первая, Суэцкий канал


Египет - государство в северо-восточной части Африки и на Синайском полуострове. Современный независимый Египет ведёт отсчёт с 1922 года. На сегодня является президентской республикой. Бюджет Республики Египет складывается из 3 составляющих: нефть, туризм и Суэцкий канал. С нефтью ситуация складывается по-разному, туризм - сравнительно недавняя отрасль, способная накрыться медным тазом при любом социальном потрясении, к примеру, при осуществлении права народа на восстание, т.о. единственным стабильным (и самым крупным, между прочим) источником дохода является Суэцкий канал.


Суэцкий канал - судоходный бесшлюзовый канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное море. Зона канала считается условной границей между двумя континентами, Африкой и Евразией. Кратчайший водный путь между Индийским океаном и областью Средиземного моря в Атлантическом океане (альтернативный маршрут протяжённее на 8 тыс. км). Главные порты: Порт-Саид и Суэц.
Канал позволяет водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки. До открытия канала, транспортировка осуществлялась путем разгрузки кораблей и сухопутной перевозкой между Средиземным и Красным морями.

Каналы, как известно, штука рукотворная. Откуда же он взялся в нищем Египте?



Выдержка из русской Википедии:

В 1855 году француз Фердинанд де Лессепс получил концессии от Саида-паши, вице-короля Египта, с которым де Лессепс познакомился, будучи французским дипломатом в 1830-х годах. Саид Паша одобрил создание компании для целей строительства морского канала, открытого для кораблей всех стран, согласно планам австрийского инженера Alois Negrelli.

В том же 1855 г. Лессепс добился одобрения фирмана со стороны турецкого султана, но только в 1859 г. смог основать в Париже компанию. Строительство канала возглавила созданная Лессепсом Всеобщая компания Суэцкого канала. Египетское правительство получило 44 % всех акций, Франция — 53 % и 3 % приобрели другие страны. По условиям концессии акционерам полагалось 71 % прибылей, Египту — 15 %, основателям компании — 10 %.

Её основной капитал равнялся 200 млн фр. (в эту сумму исчислены были Лессепсом все издержки предприятия), разделенных на 400 тыс. паев по 500 фр. каждый; на значительную их часть подписался Саид-паша. В том же году начались работы. Английское правительство, и во главе его Пальмерстон, опасаясь, что Суэцкий канал поведет к освобождению Египта из-под власти Турции и к ослаблению или к потере господства Англии над Индией, ставило на пути к осуществлению предприятия всевозможные препятствия, но должно было уступить перед энергией Лессепса, тем более, что его предприятию покровительствовали Наполеон III и Саид-паша, а потом (с 1863 г.) его наследник, Исмаил Паша.

200 млн фр., определённых по первоначальному проекту Лессепса, скоро закончились, в особенности вследствие громадных трат на подкупы при дворах Саида и Исмаила, на широкую рекламу в Европе, на расходы по представительству самого Лессепса и других воротил компании. Пришлось сделать новый облигационный заем в 166 666 500 фр., потом другие, так что общая стоимость канала к 1872 г. достигла 475 млн. (к 1892 г. — 576 млн.). В шестилетний срок, в который Лессепс обещал закончить работы, построить канал не удалось. Земляные работы проводились с использованием принудительного труда бедных слоев населения Египта (на первых этапах) и заняли 11 лет

Канал открылся для судоходства 17 ноября 1869 г.

Чего нет в русской Википедии:

Одним из основных условий контракта французов с египетским правительством было исключительное право Суэцкой компании в рассказаном выше составе на управление каналом и получение денег в течение 99 лет с момента ввода в эксплуатацию. Считаем: 1869+99=1968. Все права на канал у концессионеров истекали в 1968 году.

Чего ещё нет в русской Википедии:

Акции постройки Суэцкого канала, принадлежащие французам, были в самом начале (до начала строительства) пущены в свободную продажу: Лессепу требовались деньги. Британия, США и Россия отнеслись к проекту скептически и наотрез отказались от участия. Таким образом, весь французский пакет был распродан внутри Франции. Британия на самом деле чинила всевозможные препятствия строительству и совсем не так травоядно, как описывается в русской Вики. Британским правительством стимулировались протесты против использования "рабского труда" на строительстве, санкции против французов и пр. Однако после окончания строительства обнаружилось, что цена строительства превысила проектную вдвое и что концессионерам снова нужны деньги. К тому времени в 1873 году американцы пустили в ход достроеную трансконтинентальную железную дорогу, таким образом Суэцкий канал и железнодорожная магистраль в разы ускорили кругосветный товарооборот, Суэц обещал огромные выгоды на каждый вложеный франк. И тогда в 1885 году Британия скупила египетскую часть акций у Исмаил-Паши за 4 млн тогдашних фунтов. Мало того, Суэц был объявлен нейтральной зоной для прохождения всех судов (как это соблюдалось - совсем другая история, туда мы не полезем) и Британия поставила туда свои войска для охраны порядка, в том числе и во время гражданских войн в Египте. Т.н. Константинопольская Конвенция была подписана в 1888 году.

Итак по итогам всех перетрубаций, французы, бывшие инициаторами и практически главными заказчиками и организаторами строительства Суэцкого канала, остались основными держателями акций, им принадлежало 53%. На втором месте оказался британский пакет - эти благополучно пристроились к каштанам, вытащеным французами из печки. Самым маленьким держателем акций оказался Египет, продавший свой пакет англичанам.

Ситуация изменилась после Второй мировой войны.

http://lapot.livejournal.com/132827.html

http://lapot.livejournal.com/133303.html?mode=reply


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Прошу прощения, дорогие читатели, придётся дробить текст по до-канадской части, очень уж много получается. :(
И пишу медленно.

Продолжение будет сегодня или завтра. Я не специально тяну! просто так выходит.

Просьба к израильтянам: а расскажите мне в 3 предложениях об израильско-египетских тёрках из-за водного сообщения в промежуток с 1948 до 1956 год, пжста! чтобы вставить один абзац в текст. А то у меня в материалах о причинах Суэцкого кризиса всё французы с англичанами. Буду премного благодарен.

Искренне Ваш,

Лапоть Лыковый.
Tags: public
Subscribe

  • Ротерхем, очередной суд

    Сегодня очередные 6 обвиняемых признаны виновными в результате судебных слушаний, длившихся 8 недель. Приговор будет через несколько дней. NCA…

  • Ротерхем, новости за май-июнь 2019, 5 лет спустя

    Между тем NCA (the National Crime Agency, аналог американского ФБР) продолжает расследование, за апрель-май произведён рекордно массовый для Англии…

  • Ротерхем

    ...подбирая очередной раз челюсть от ротерхемских новостей, просто складываю ссылку, сил и времени на пересказ-обсуждение сегодня нет, м. б. потом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Ротерхем, очередной суд

    Сегодня очередные 6 обвиняемых признаны виновными в результате судебных слушаний, длившихся 8 недель. Приговор будет через несколько дней. NCA…

  • Ротерхем, новости за май-июнь 2019, 5 лет спустя

    Между тем NCA (the National Crime Agency, аналог американского ФБР) продолжает расследование, за апрель-май произведён рекордно массовый для Англии…

  • Ротерхем

    ...подбирая очередной раз челюсть от ротерхемских новостей, просто складываю ссылку, сил и времени на пересказ-обсуждение сегодня нет, м. б. потом…